Психологическая готовность детей к школьному обучению
Что такое психологическая готовность к школе? Многие родители считают, что готовность к школе - это умение читать, писать и считать. Но вот мнение психологов на этот счёт несколько отличается."Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться" (Венгер)
Готовность ребёнка к школе - это своеобразный итог развития дошкольного возраста, это основа успешного обучения в школе.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл
в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики,
состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых
необходимых компонентов является психологическая готовность.
«Психологическая готовность» - это
необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения
школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венгер).
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание
психологической готовности включает в себя определённую систему требований,
которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был
способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают
не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны
присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть
разными.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в
формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе
завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С
приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система
отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые
формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это
игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность.
Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе
имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления,
любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств,
формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной
задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе
выполнения задания.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде
всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная
готовность.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство
родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно,
мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего,
желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель,
учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает
развитие познавательных интересов.
Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным
условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении
слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что
ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои
непосредственные желания и побуждения.
Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она
является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её –
это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является
причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их
разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная
готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых
сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые
навыки у ребёнка должны быть.
Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического
развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти,
мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя»,
то есть во внутреннем плане.
Получается, что
психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий